Интуитивная скульптура. Алексей Лельчук

Портрет

Пишу всё о лепке чувств и движений, но, конечно, работаю и с реалистичной формой. Это только снаружи кажется, что в портрете все исчерпывается простым «похоже -- не похоже». На самом деле, там столько технологий и тонкостей!

Волшебные слова -- «передний и боковой план», «поворот формы», «посадить глаз», «натянуть поверхность». И это помимо собственно анатомии – костей, мышц, суставов. И после 12 часов работы со всеми этими заклинаниями в результате получаем просто: «да, кажется, похоже» или «ой, какой живой».

Во-вторых, у меня никак не получается относиться к гипсовым головам как к чисто техническим моделям. Мне за ними видятся люди. Поэтому, кстати, мне не нравится оставлять глаза без зрачков, как это принято у настоящих скульпторов. Настоящие живые люди все-таки смотрят зрачками, а не «поворотами формы».

Это, например, Никколо да Уццано, флорентийский политический деятель конца 14 века. Был одним из руководителей партии «уццанистов», которая противостояла всем известным Медичи. Избирался председателем правительства города, был посланником при иностранных дворах, и видимо, был любим горожанами, потому что его портреты встречались на нескольких фресках в церквях и мемориальных нишах, что было в то время редкостью. Этот скульптурный портрет – вообще считается первым реалистичным скульптурным портретом эпохи Возрождения. Он сделан из терракоты, то есть, обожженной глины, и раскрашен.

Посмотрите, какой сложный поворот головы, куда он смотрит и почему? Мягкий взгляд, спокойный рот. Каким он был человеком? Что он говорил своим избирателям? Как-то даже не верится, что это политик. Скорее, такой взгляд мог бы принадлежать человеку искусства. А может быть, он и был еще одним «человеком Ренессанса», и политическая деятельность была для него лишь внешней формой, под которой скрывалась живая и творческая личность?

В комментариях мне рассказали вот что:

Да, Никколо да Уццано был довольно разносторонней личностью. Впрочем, так тогда было принято. Богатый банкир, дипломат, политик, был известным коллекционером книг, дружил с видными гуманистами эпохи, выделил перед смертью массу денег на создание вуза на 50 студентов (половина флорентийцев и половина иностранцев) - правда, в итоге деньги в основном ушли на войну. Ну и впервые ввёл во Флоренции налог на имущество, благодаря чему мы знаем, у кого в те времена сколько денег было.
И да, он был довольно популярен, и его смерть способствовала победе Козимо Медичи - потому что партия Альбицци, которую поддерживал Никколо, была сама по себе непопулярна. А бюст сохранили его наследники - богатейший род Каппони, который тоже этих Медичи не любил. Кстати, они во Флоренции до сих пор процветают, с одним из них довелось общаться.
Скульптура - мои работы
Made on
Tilda