Игра в глину

Игра в глину. Свободная творческая лепка с дошкольниками

Глина, игра, дошкольники


Алексей Лельчук. Октябрь 2021

alexey.lelchuk@gmail.com

тел/телеграм/воцап  +972555044393


Игра в глину — это новый подход к лепке из глины с детьми. Мы играем с глиной так, как играли бы с конструктором или в песочнице. Свободно фантазируем, общаемся, развиваемся, учимся. Иногда мы играем в какую-нибудь известную и любимую сказку, иногда придумываем сюжет на месте. Каждый ребенок может взять любую роль, лепить то, что ему захочется, а ведущий помогает всем и объединяет всех в общую игру.

Играть в глину можно дома с родителями и друзьями, в развивающей студии, в керамической мастерской, в детском саду. Технически это очень простой метод, для начала не нужно никаких художественных способностей ни детям, ни взрослым.

Это может быть ни к чему не обязывающим семейным развлечением, во время которого, однако, можно заметить много важных черт характера детей. В то же время, педагог или психолог при регулярных занятиях с постоянной группой может ставить и решать вполне конкретные воспитательные и образовательные задачи.

В игре в глину интуитивно используются многие методы детской психологии, арт-терапии, игротерапии. Свободная игра в глину развивает координацию движений, телесную активность, мелкую моторику, конструктивные способности, речь, фантазию, навыки общения, снимает напряжение, агрессию.

Про игру в глину написана книга: Алексей Лельчук. «Игры с глиной», изд-во «Национальное образование», 2015. Ее можно купить в интернет-магазинах, например, в Озоне:
https://www.ozon.ru/context/detail/id/31049701/

Актуальная информация, фото и описания занятий публикуются в группе «Игра в глину» в социальных сетях фейсбук и инстраграм.
http://www.facebook.com/groups/igravglinu
http://www.instagram.com/explore/tags/игравглину

Общение с детьми с помощью творчества

Игра в глину сильно отличается от большинства развивающих занятий с детьми. Ее суть – свободная творческая игра детей, а не обучение изготовлению чего-то конкретного. Нам важен процесс, а не результат, мы не лепим поделки, а строим миры и переживаем ситуации. Главное в нашей лепке – творчество, причем его психологический, а не эстетический аспект.

Дети до семи лет в своих работах выражают образы своего внутреннего мира. Воспроизвести окружающие вещи или события маленький ребенок может только так, как он их понял и почувствовал. Рисунки и другие художественные работы маленьких детей — это своего рода телеграф, по которому они транслируют во внешний мир свое внутреннее состояние. Выражая свои переживания, страхи, ошибки, агрессию через рисунок или лепку, ребенок переживает их и освобождается от них, как будто бы ему пришлось пережить их по-настоящему. Радость, победу, уверенность в себе, доброту, любовь ребенок тоже может выразить через рисунок или лепку и, таким образом, оформить и закрепить в своей душе. Чем больше у него будет возможностей выразить себя в рисунке или лепной работе, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс его психического становления.

До семи лет не имеет смысла учить ребенка «правильно» рисовать или лепить окружающий мир. Гораздо важнее научиться разговаривать с ним по его «рисовальному телеграфу». Можно очень многое узнать о ребенке и его внутреннем состоянии по его рисункам и другим работам.

Интересно, что «рисовальные телеграммы» можно не только получать, но и отправлять. Играя с ребенком в рисование или лепку, входя в его созданный мир, взрослый может повлиять на те или иные черты характера ребенка. Деликатно исправляя, побуждая ребенка находить правильные, гармоничные решения игровых ситуаций, взрослый исподволь помогает ребенку справляться с этими ситуациями и в реальной жизни.

Мы лепим не вещи, а миры

Мы лепим не отдельные поделки для постановки на полку и любования, а целые миры, населенные интересными персонажами, с ландшафтом и действиями. Не нужно придумывать, какие бы произвести глиняные изделия, нужно просто воплощать те образы, которые интересны и важны ребенку в данный момент.

Детская лепка – это вообще не искусство, не умение ребенка что-то сделать. Это способ создавать небольшие временные игрушки, предназначенные для каждодневной игры. Темы те же, что и в реальной жизни: сказка, которую вы читаете ребенку; мультфильм, который вы с ним недавно смотрели; любые интересные действия – приготовление еды, обустройство дома, строительство, путешествие, работа в огороде, прогулка в лес за грибами, даже поход к врачу – все это и нужно лепить.

Заданная тема или свобода самовыражения?

Обязательно ли, чтобы на занятии дети играли во что-то конкретное, на заданную тему, или пусть лепят «что хотят»?

С одной стороны, очень удобно выбрать конкретную тему — сказку или из жизни — и объединить всех детей одним сюжетом и набором персонажей. Это дает детям ощущение осмысленности лепки и игры, учит следовать намеченному плану, соотносить свои желания с желаниями остальных детей и указаниями учителя. Кроме того, это удобно учителю – у него есть стержень занятия, который позволяет удерживать внимание детей, а также подсказывает, что делать дальше.

С другой стороны, важен собственный поиск ребенка, чтобы он сам выбирал направление, сам принимал решение, сам прикладывал усилия, сам видел результат. Так что, примерно половина занятий проходит в режиме свободной игры. Дети лепят каждый что хочет, а учитель помогает всем понемногу и по возможности объединяет лепку в одно пространство, придумывает общие сюжеты.

Иногда первый вариант плавно перетекает во второй. Бывает, что дети в начале занятия соглашаются на определенную тему или сказку, но по мере развития сюжета отвлекаются на свои интересы и увлеченно их лепят. Это прекрасный режим занятия, потому что, с одной стороны, детям был дан общий старт, сконцентрировано их внимание, предложен интересный образ, а с другой стороны – каждый проявил свою индивидуальность, поставил себе свою задачу и стал активно ее решать.

Бывает, конечно, и четвертый вариант, когда дети начинают лепить каждый своё, рассказывают друг другу о своих задумках, потом находят общие интересы, объединяют свою лепку или начинают играть вместе.

Учить ли конкретным приемам лепки?

Это тонкий вопрос. Есть вполне определенные приемы лепки, они легки в исполнении и дают правильный результат, который служит основой для дальнейшего фантазирования, усложнения и разнообразия работы. Взрослым – родителям, педагогам – нужно освоить эти приемы, и давать их детям лишь по мере необходимости.

Очень важно дать возможность ребенку самому искать и находить способ слепить то, что он хочет. Пусть у него уйдет на это больше времени, пусть результат будет не так хорошо выглядеть, но зато это будет его собственная находка, плод его собственного творчества и воли.

Если научить ребенка аккуратно и «правильно» лепить, скажем, дымковскую лошадку, то он запомнит готовую форму и название, но его собственное отношение к лошади останется невыраженным. Скачет лошадка или стоит? Радуется она или печалится? Дружит с кем-то или гуляет в одиночестве? Хорошо, если ребенок скажет это всё и выразит в игре, но еще лучше, если он слепит это своими руками, переживёт эти эмоции телесно и воплотит в свою поделку.

Для этого нужно показать или даже просто назвать лишь самый общий принцип лепки – четыре ноги, туловище, изогнутая шея – и оставить ребенка наедине со своей задачей. Через некоторое время проверить, что получается, предложить помощь, и опять оставить. Таким образом, ребенок учится самостоятельности, и на выходе мы может получить оригинальную лошадку, характерную для этого конкретного ребенка.

Обучение форме легко затягивает в натаскивание на шаблоны, а самостоятельность – в пустое баловство. Умение учителя заключается именно в постоянном балансировании между одним и другим – вовремя помочь, вовремя отпустить, потом опять помочь, затем опять отпустить.

Игра в глину и детская агрессия

Свободная игра в глину разрешает многие проблемы, связанные с агрессией детей.
Гиперактивные дети могут безопасно сбросить в глину свою лишнюю жизненную энергию. Нужно позволять им делать разрушительные действия, которые на самом деле ничего важного не разрушают — брать большие куски, ломать их, бить со всей силы. Обычно, помутузив глину безо всякого злого умысла, дети успокаиваются и переходят к более конструктивным действиям.

Пусть лучше ребенок будет бить десять килограммов глины, чем маму или друга. Пусть лучше он будет воевать с глиняными солдатиками приятеля, чем с ним самим. Лучше пусть уничтожит глиняного монстра, чем мамину любимую вазу. Чем больше агрессии выйдет из ребенка в детском возрасте, тем более мирным взрослым он станет.

Победив всех своих монстров, дети обычно начинают лепить более мирные сюжеты, и их поведение на других занятиях тоже меняется в лучшую сторону.

Правила и ограничения

Конечно, для всяких разрушительных действий детей нужно устанавливать строгие рамки. Ограничения, с одной стороны, позволяют сохранить на занятии порядок, с другой – не дают ребенку «заиграться», когда он уже не контролирует свои действия и начинает крушить все подряд.

Обычно это всего несколько правил:
  • можно ломать только свои поделки, нельзя ломать поделки других детей;
  • нельзя мешать другим детям;
  • нельзя кидаться глиной;
  • при игре в войну нужно договариваться с другими детьми, что можно ломать, а что нельзя.


Мелкая и крупная моторика

Часто родители приводят детей на занятия лепкой из глины, чтобы у них развивалась мелкая моторика, потому что точные движения пальцев помогают развитию интеллекта. Их руки становятся более умелыми, и в голове от этого появляются более умные мысли. Лепка – очень естественный, мягкий и эффективный способ интеллектуального развития дошкольников.

Но игра в глину развивает не только мелкую, но и крупную моторику. Я даю детям большие тяжелые куски глины, предлагаю лепить большие поделки, требующие работы стоя и перемещаясь вокруг стола. В результате в игре участвует все тело ребенка, он совершает множество крупных сложных движений, тратит много физических сил. Это помогает ему развивать волю, чувство ритма и равновесия, уверенность в своих силах, потому что у маленьких детей физические ощущения и движения напрямую связаны с эмоциональной сферой.

А как же пластилин?

Да, большую часть этих рассуждений можно применить и к пластилину. Играть в сказки и стройки можно в пластилин, а не в глину. Но глина лучше.

1. Глина мягче. Правильно подготовленная глина мягче пластилина. Пластилин нужно слегка подогреть, чтобы он стал податливым, а глина очень мягкая с самого начала.
2. Глины много. Из глины можно лепить очень большие поделки. Ничто не мешает выложить на стол 10 кг глины и выковырять в ней целый пещерный город.
3. Глина тактильная. Пластичность и масса глины поощряют большие поделки из цельного куска, которые способствуют ощущению детьми единства формы, поверхности и лучшему чувствованию своего тела.
4. Глина чище. Она не прилипает к ногтям, коврам и батареям. Глина легко смывается водой, стирается влажной тряпкой, отстирывается с одежды. Сухая глина легко сметается веником.
5. Глина натуральная. Это природный материал, совершенно безопасный даже для тех, кто пробует всё на зуб.

Игра в сказку: общая схема

Как приступить к игре в глину? Сначала рассмотрим игру в определенный сюжет, сказочный или литературный. Повторю, что такой вариант случается не более, чем на половине занятий. В основном дети хотят лепить свои фантазии, так что игра получается на жизненные или свободные темы. Об этом я напишу позже, а начну все-таки с самой внешне «красивой и понятной» игры – по известному сюжету.

В начале занятия у меня в голове обычно выстраивается примерно такая последовательность мыслей:

  1. формулирую тему словами;
  2. представляю себе образы, определяю, с чем они связаны – с какими предметами, качествами, действиями, настроением, ощущением;
  3. думаю, что из этих образов имеет материальное выражение, то есть что можно слепить;
  4. перечисляю образы детям и предлагаю выбрать что-нибудь для лепки себе;
  5. начинаю с самого первого, яркого, центрального образа. При этом прикидываю, доступен ли он пониманию ребенка, и если нет, то нахожу что-нибудь попроще.
  6. начинаю игру! Ставлю первых персонажей на стол, начинаю ими играть и привлекаю к игре детей;
  7. после этого сразу перехожу к следующему образу, затем к следующему и быстро создаю осмысленную ситуацию, пространство, сценку;
  8. нахожу образ с повторяющимися элементами, чтобы их можно было делать вместе с детьми. Продолжаем лепить и играть;
  9. на протяжении всех пунктов с 1 по 8 внимательно слушаю детей, слежу, что им интересно из того, что я делаю, и какие собственные идеи они высказывают;
  10. играю и развиваю отдельные эпизоды. Придумываю свои варианты сказки или поощряю детей к этому.

Игра в сказку: пример

Представим себе красивый «правильный» вариант – детям дома читают сказки, они их любят, знают и с удовольствием в них играют. Тогда лепка сказок проходит «на ура». Например, применим общую схему к «Гусям-лебедям».

  1. Тема: «Гуси-лебеди».
  2. Что заложено в сказке? Дружба, потеря, путешествие, спасение, помощь, доверие, погоня, прятки. Аленушка с Иванушкой играют, летят гуси-лебеди, уносят Иванушку. Избушка на курьих ножках, Баба-Яга, Аленушка идет далеко-далеко, яблонька, печка, речка.
  3. Что лепить? Все эти образы очень хороши для лепки. Все разные, все понятные, все очень характерные и материальные – люди, звери, лес, деревья, печка, речка. Есть разные пространства, в которых можно перемещаться и можно разнообразить условия игры – дом, лес, избушка. Можно «запихивать» одни вещи в другие – детей в печку, яблоню, речку.
  4. Перечисляем детям часть персонажей, просим их назвать остальных, выбрать, кто что будет лепить.
  5. Дети выбирают себе объекты лепки, начинают лепить, я слежу за тем, чтобы быстро были готовы персонажи для первой сценки.
  6. Начинаем! Жили-были братец Иванушка и сестрица Аленушка. Делаем Иванушку и Аленушку, отдаем игрушки детям и вот в них уже можно играть.
  7. Развиваем сюжет. Дети жили в домике, Иванушка играл во дворе, сестрица побежала играть с подружками. Можно слепить домик, можно ограничиться крыльцом, двором и игрушками для Иванушки.
  8. Повторяющиеся элементы. Прилетели гуси-лебеди – начинаем лепить гусей-лебедей. Их много, вы можете сделать одного, а дети будут делать остальных. Создаем пространство: деревья, лес. Деревья дети лепят с удовольствием. Дети летают с гусями куда-нибудь, зачем-нибудь, потом, наконец, прилетают к домику, сажают Иванушку и летят дальше. Вспоминаем про яблоньку, печку и речки. Если они еще не готовы, беремся за них.
  9. Слушаем детей. Бывает, что дети спокойно играют в выбранную сказку, не отвлекаясь на другие темы. Какие-то элементы в сказке им нравятся больше, их можно предоставить слепить самим. Недостающие вещи смело лепите вы, дети будут вам за это благодарны и могут тут же с удовольствием начать в них играть.
  10. Развиваем эпизоды и свои варианты. Дети не обязательно захотят лепить и проигрывать сказку последовательно с начала до конца. Если они ее знают, то она существует у них в воображении как цельный «мгновенный» образ, как нечто, что происходит «все время». Поэтому совершенно нормально, если вам захочется остановиться на любом эпизоде и поиграть в него поподробнее.
Например, встретив печку, можно попечь в ней пирожков, блинов, поспать на ней, слепить ее получше и побольше. Можно добавить другие действия и персонажей. Это не беда, не бойтесь, что у детей что-то испортится в их представлении о «настоящей» сказке. Наоборот, это обогатит их образ сказки, поможет лучше прочувствовать героев, логику действий. В конце концов, ведь народные сказки всегда существовали во множестве вариантов, как и вся наша жизнь – бесконечные вариации на несколько основных тем.

Сказки для лепки

Какие сказки хороши для игры в глину? Те, в которых есть много разнообразных героев и предметов и сюжет, состоящий из нескольких разных действий. Лепить удобно те сюжеты, где характеры, события и понятия материализованы в виде персонажей и объектов, а не просто в виде слов и описаний.

Для маленьких детей хорошо, когда есть много простых для лепки объектов – простых зверей и птиц, овощей и фруктов, мебели, домиков, деревьев. Для более старших детей хороши длинные приключения, когда герои путешествуют по разным местам и встречаются с разными по характеру и форме персонажами. В историях с людьми и длинными разговорами лепить практически нечего.

Перечислю некоторые сказки, удобные для лепки. Конечно, темы занятий не исчерпываются этим списком, это лишь пример того, на что обращать внимание при выборе сказки для занятия.

От 3 лет


«Три медведя»
Очень педагогическая сказка. Она учит детей считать до трех и различать большие, средние и маленькие предметы. Взрослый может слепить девочку и трех медведей, а избушку, мебель и посуду с удовольствием слепят дети.

«Мешок яблок» (В. Сутеев)
Это сказка про то, кто из зверей что ест. В ней очень много разной еды, которую дети способны лепить: яблоки, картошка, ягоды, орехи и так далее. Взрослые лепят разных обитателей леса, а дети – то, что они едят. Заяц путешествует домой и обратно, и все дарят друг другу разную еду.

«Гуси-лебеди»
Это очень богатая сказка, в которой много такого, что можно лепить долго и подробно. Дом и деревня, где жили Аленушка и Иванушка, избушка на курьих ножках по другую сторону леса. Печка с пирожками, яблоня с яблоками, речка с крутым бережком – их интересно лепить, а потом интересно сажать в них Аленушку с Иванушкой, и для этого слепленное пространство обычно приходится расширять. Гусей-лебедей много, каждый ребенок может слепить по гусю, а заодно и других птиц. Страшная Баба-Яга в ступе – отдельная тема, это возможность для детей выразить свой страх и посмеяться над ним.

«Винни-Пух»
Простая и очень живая сказка, где дети могут слепить и персонажей и обстановку. Много содержательных «материализованных» задач – залезть на дерево, застрять в норе, опустить шарик в горшок – которые очень хорошо реализуются в глине. Обычно мы опираемся на советский мультфильм. Дети его лучше знают, и в нем более простые по форме персонажи.

«Три поросенка»
Сказка про строительство домов разных конструкций. Можно дать детям выбрать, чей домик кто будет строить, хотя обычно все хотят строить дом из камней.

От 4,5 лет


«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков)
Сказка про путешествие по дороге и про различных существ. Простая разминочная задача – лепить дорогу, по которой начинают свой путь Элли и Тотошка. По ходу дела добавляются круглый Страшила, длинный Дровосек, живой Лев. Если дети помнят подробности, то в дороге появляются овраги, река, лес, тигры, великан, волшебницы и все остальное.
Другой вариант – сразу начать лепить город: круглые башни с конусной крышей и веселыми жителями. Это детский сюжет для лепки замка.

«По щучьему велению»
Много разных понятных предметов, которые к тому же сами движутся: ведра ходят сами, топор рубит сам, печка сама едет. Кроме того, интересно раскатать лед, вырезать прорубь и вытащить оттуда щуку. Остальные подробности можно добавлять в зависимости от заинтересованности детей.

«Русалочка» (Г. Х. Андерсен)
Эта сказка располагает к лепке морского царства со всеми его реальными и волшебными персонажами, а также вообще к теме моря и кораблей. Обычно дети вспоминают мультфильм и опираются на него.

«Дюймовочка» (Г. Х. Андерсен)
Это путешествие и общение с разными мелкими животными. Сначала девочка живет в цветочке, и некоторые девочки на этом этапе и останавливаются, все занятие обустраивая ее жилище. Но дальше идут лягушки на листьях, мышь и крот в норках с зимними припасами, ласточка и, наконец, эльфы и цветы.




Темы для игры


Строительство

Дом -- это архетип, и его строительство для ребенка  это способ самоидентификации. Дом  очень простая поделка, она доступна даже очень маленьким детям. Любой может расплющить ладошкой на столе несколько лепешек и поставить их друг рядом с другом.

С другой стороны, можно построить и очень сложный дом, и чем старше дети. Чем более они развиты, тем более сложные и изощренные дома они строят.

Самый простой дом – из лепешек. Ладонями дети расплющивают лепешки и складывают с помощью родителей из них фундамент, стены и крышу. Лепешки могут быть любой формы, соответственно, и домик может получиться самой необычной формы. Главное -- хорошо примазывать края лепешек друг к другу.

Если вырезать из лепешек ровные прямоугольники, то можно построить аккуратный дом со всеми деталями.

Изба из бревен-колбасок красиво выглядит, и детям обычно нравится ее делать. Часто мы строим одну общую избушку. Когда детям надоедает катать колбаски, учитель вполне может помочь им делать эту рутинную работу. Изба обычно ассоциируется с русскими сказками и деревней. Вариант – избушка на курьих ножках, ножки нужно делать потолще, как пни.

Дом из кирпичей дает детям понять, как строится настоящий дом. Кирпичи можно лепить по отдельности из шариков, тогда это развивает умелость пальцев. Можно нарезать кирпичи из толстого блина.

Город  способ объединить работу детей, если они лепят дома. Город может быть обозначен улицами, идущими от одного дома к другому (улица лепится как длинная узкая полоса глины, расплющенная ладошкой или скалкой), деревьями, светофорами и другими элементами.

Ландшафт, дороги, машины, корабли

Можно начинать строить город не с домов, а с дорог. Эта тема развивает пространственное мышление, способствует общей работе и игре, позволяет мальчишкам поиграть в любимую игру  возить по этим дорогам принесенные из дома игрушечные машинки. Мы лепим разветвленную сеть дорог с перекрестками и мостами, так что у каждого ребенка есть своя улица, и они соединены с общими магистралями.

Еда, кухня, гости, огород

Девочки, особенно маленькие, с удовольствием играют в приготовление всевозможной еды. Начать игру можно с какой-нибудь истории, где есть что-нибудь съедобное, например, как заяц набрал яблок и стал угощать ими всех зверей. После того, как ежик и белочки в ответ принесут ему домой грибов, орехов и ягод, можно продолжить пир другими продуктами, а также пригласить других зверей, каждый из которых принесет что-нибудь свое.

Звери, зоопарк, волшебный лес, Африка, подводное царство

Дети любят игрушечных зверей не потому, что им интересна зоология, а потому, что звери выражают определенные черты человеческого характера. Человек – сложное универсальное существо, у него много желаний, свойств характера, которые часто вступают друг с другом в противоречие, а часто просто непонятны. Дети это чувствуют по себе. Им нужны простые персонажи, в которых воплощались бы отдельные черты характера, желания, умения. Волк злой, лиса хитрая, заяц трусливый. Так детям проще освоить тонкости человеческих отношений и собственных ощущений.


Дети лепят, что хотят

Самый творческий вариант занятия – когда дети лепят каждый что хочет. В чистом виде такое бывает редко, потому что обычно часть детей соглашается на тему, предложенную ведущим, и следуют ей. А в частичном варианте это происходит почти всегда, потому что часть детей всегда хочет лепить что-то своё.

Такое желание я всегда поддерживаю, потому что, в конце концов, именно в этом я вижу главную цель своих занятий – чтобы дети сами ставили себе задачи и сами их решали. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь им в этом.

Часто дети приходят с готовыми идеями для лепки. У каждого, разумеется, идея своя, и редко они оказываются одинаковыми. Кто-то хочет слепить котика, кто-то замок, а кто-то монстра, который всех убьет. Я соглашаюсь на все, в том числе и на монстра, причем советую сделать его побольше и пострашнее. Зачем, напишу чуть позже.

Часто дети не планируют играть в это, а хотят просто что-то сделать. Но я-то понимаю, что в большинстве случаев потом они начинают придумывать, что эти существа хотят и как будут жить. Поэтому заранее начинаю разговоры про будущие дела и стараюсь придумать какие-то общие темы, интересные разным персонажам. К домам подвожу дороги, для ежиков советую сделать норки, для машин – грузы и водителей.

При этом я предлагаю детям помощь в лепке, но не навязываю. Пока у ребенка есть свой план действий, и он его старается выполнить, я к нему не пристаю, но внимательно слежу, как идет работа. Даже в случае проблем и неудач я не сразу спешу на помощь, даю возможность самому искать решение. Дети часто просят помочь им или слепить что-то за них. Иногда я это делаю сразу, чтобы показать пример и дать новое направление. Иногда специально отказываюсь и тяну время, объясняя это тем, что мне сначала нужно помочь другим детям. Даю подсказку и ухожу, чтобы ребенок сам попробовал ее применить. Конечно, если что-то явно не получается, всегда помогу или даже сделаю заново специально для ребенка. Это ведь все-таки игра, а не лепка на оценку.

Монстров же прошу сделать побольше, потому что, пока ребенок возится с большим персонажем, он уже переживает половину тех чувств, которые хотел направить на разрушение окружающих. Так что, часто готовые монстры оказываются не такими уж воинственными. Но если он все-таки хочет воевать, то мы честно играем в войну, стрельбу и агрессию, и благодаря этому учимся договариваться, что можно рушить, а что нет, учимся выстраивать свои границы и защищать их, учимся быть решительными и смелыми, учимся многим вещам, которые дети переживают в хороших играх.

Однако, обычно из построенных по-отдельности домов, слонов и самолетов рождается вполне мирная игра в путешествия, гости, торговлю и другие фантазии.

Исследование материала

Вообще, детям нравится не только лепить фигурки, но и играть с самой глиной, если ее много, иными словами – исследовать материал. Это занятие не только очень полезно для ребенка – развиваются тактильные ощущения, моторика, мышление, но также и очень удобно для взрослого – ребенок погружается в дело всерьез и надолго. Поэтому при планировании игры всегда имеет смысл нацеливаться на поделки, которые предполагают что-нибудь из следующего:

- ломать глину руками, отламывать большие куски, переносить и складывать их. Ребенок может быть при этом, например, экскаватором или грузовиком, кротом или слоном;
- резать глину ножиком, стекой – например, нарезать хлеб, кирпичи;
- складывать куски в одно место – строить гору, стену, пещеру, дом;
- выковыривать в большом куске дырки пальцами или даже рукой – рыть пещеру для гномов или кроликов, копать колодец, подземный ход, туннель, класть печку;
- скатывать шарики и колбаски – потом их можно укладывать в гору, стену, пещеру;
- укладывать шарики или колбаски в стену, гору, пещеру;
- расплющивать глину ладошкой или кулаком; полученные лепешки взрослый может «укладывать в дорогу», строить из них домик, «печь» с их помощью «блины», рисовать на них палочкой цветочки или что-то иное;
- размазывать глину по поверхности, делая дорогу, реку, море, землю.


Где взять хорошую глину?

Готовую к работе, мягкую, недорогую глину покупаем в специализированном магазине для керамистов, там она называется пластичной керамической массой. Выбираем недорогую массу любого цвета для ручной лепки. Глина должна долго оставаться влажной во время лепки и хорошо держать форму.

В Москве мы используем такие массы:
- светлая МКФ-2,
- светлый шамот с мелкой (до 0,5 мм) крошкой, например, ШМ-7П,
- коричневая гжельская ПГ-100,
- светло-коричневая Sibelco Ubungston.
По поиску в интернете вы можете найти наиболее удобного для вас поставщика этих масс.

Как сохранить комнату чистой, а глину мягкой?

Обычно работа с глиной ассоциируется с грязными разводами на столе и полу, испачканными по локоть руками и большими фартуками. Как можно избежать всего этого при игре в глину дома или в чистой студии?

  1. Нужно просто убрать воду — совсем. Мы предварительно доводим глину до нужной консистенции теста и детям даем только глину и ни капли воды. В таком «тестяном» состоянии хорошая глина сохраняется от получаса до двух часов, в зависимости от типа глины, размеров поделок и влажности в помещении.
  2. Весь стол покрываем толстой тканью или клеенкой на тканевой основе тканью вверх. В магазинах для керамистов есть «бельтинг», плотный светлый брезент, к нему глина совершенно не липнет. Высохшие кусочки с него легко смести, и сам он быстро сохнет. К тканевой клеенке глина тоже не липнет, и она защитит стол от глиняной пыли. Можно накрыть стол оргалитом, картоном или крафтовой бумагой.
  3. Глину храним в герметично закрытых ведрах 5 или 10 литров. Их можно купить, например, в магазинах типа «ОБИ» или «Леруа Мерлен».
  4. Складываем глину в ведра не комками, а ровными блинами два пальца толщиной.
  5. Между блинами прокладываем влажные синтетические тряпки, хорошо впитывающие воду, например, флисовые. Тряпки должны быть обязательно чисто синтетическими. Любая натуральная ткань быстро плесневеет от сырости. Тряпки мочим водой в зависимости от того, насколько глина подсохла за время игры. К следующему занятию глина достаточно увлажнится, и ее не нужно будет долго переминать, а лишь сделать несколько сминающих движений.
  6. Лепить нужно из глины правильной влажности. Проверить это можно так: скатайте из глины колбаску толщиной в палец. Согните ее пополам. На месте сгиба не должно быть трещин. Если трещины есть, то глина суховата. Попробуйте еще один способ: наберите полную жменю глины и сожмите ладонь в кулак. Глина должна с усилием сжаться и немного вылезти между пальцев. Если глина суховата, при укладке в ведра совсем не отжимайте намоченные тряпки.
  7. Глина не должна быть слишком влажной. Она не должна липнуть к рукам. Руки при работе с глиной должны быть «грязными», но не покрытыми слоем глины. Если глина слишком влажная, то или дайте блинам полежать на воздухе около часа, или проложите их в ведрах сухими тряпками.
  8. После занятия подметаем упавшие на пол крошки и при необходимости протираем пол влажной тряпкой.
Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам держать в доме, в студии или в детском саду настоящую природную глину без какого-либо ущерба для чистоты.


История и истоки

Игра в глину возникла из практических занятий лепкой с дошкольниками.

Обычно керамикой занимаются с детьми от 7-8 лет, когда дети хотят и могут сделать что-то конкретное, обжечь, сохранить. Мне досталась группа дошкольников от 3 до 7 лет. Довольно быстро я понял, что такие маленькие дети не хотят и не могут слепить что-то сколь-нибудь законченное. Они начинают баловаться, играть в слепленные фигурки и пытаются сбежать с занятия.

Я решил не бороться с этим движением, а «возглавить» его. Перевернул наоборот смысл занятий и стал с самого приглашать детей на игру, а фигурки из глины лепить по мере необходимости. Главным на занятиях всегда является свободное творчество, воплощение детьми своих образов и фантазий, исследование материала.

В этом я опираюсь на подход Елены Макаровой к детскому творчеству. Его можно назвать терапией искусством, в основе его лежит идея, что свободное творчество само по себе запускает в человеке процессы самопознания и саморазвития. Это верно как для детей, так и для взрослых, и у детей этот принцип лучше всего выражается в свободной игре, особенно если игрушки для этой игры дети делают собственными руками.

Советую вам прочитать книги Елены Макаровой «В начале было детство» и «Освободите слона», в которых живо и литературно описаны принципы терапии искусством и конкретные занятия с детьми.

В добрый путь!

Игра в глину – очень простой метод, его может применять практически любой. Его невозможно «испортить». Думаю, причина в том, что это фактически повторение в городской обстановке тех игр и занятий, которыми дети всех народов занимались на протяжении столетий.

Играйте и лепите с удовольствием!

Где посмотреть и научиться

Про игру в глину вышла исчерпывающая книга: Алексей Лельчук. «Игры с глиной». Изд-во «Национальное образование». 2015. Ее можно купить в крупных сетевых книжных магазинах.
https://www.ozon.ru/product/igry-s-glinoy-tvorcheskie-zanyatiya-s-detmi-ot-3-do-7-let-31049701
https://www.labirint.ru/books/468045/

На сайте http://claynplay.ru представлены основные принципы игры в глину, характерные фотографии и список всех мест, где играют в глину.

В фейсбуке в группе «Игра в глину» и в инстаграме по хэштегу #игравглину ведущие публикуют фотографии и описания своих занятий, вопросы и комментарии.
https://www.facebook.com/groups/claynplay
https://www.instagram.com/explore/tags/игравглину/

Проводятся одно- и двухдневные семинары для педагогов и родителей по игре в глину.

Подробности можно узнать в фейсбуке у Алексея Лельчука,
http://www.facebook.com/alexey.lelchuk

по телефону или whatsapp +972555044393 (Израиль) в телеграме @a_lelchuk и по электронной почте alexey.lelchuk@gmail.com.

(с) Алексей Лельчук. 2021. При любом использовании текста ссылка на автора и исходный текст обязательна.
русский
Made on
Tilda