Игра в глину

Игра в глину и вальдорфская педагогика

Алексей Лельчук. Октябрь 2021

alexey.lelchuk@gmail.com

тел/телеграм/воцап  +972555044393


Свободная творческая лепка из глины

В течение многих лет я развиваю свободный творческий подход к лепке из глины с дошкольниками «Игра в глину». Метод успешно работает в десятках студий и детских садов, в детских лагерях и у детей дома. Однако, руководители вальдорфского дошкольного движения в Москве отказываются от использования этого метода, как и любой лепки из глины. Надеюсь, что эта статья покажет достаточно аргументов в пользу применения игры в глину в вальдорфских детских садах и дома у вальдорфских родителей.

Единственным аргументом против игры в глину, который я слышал от строгих адептов вальдорфа, является высказывание Штайнера о том, что глина ослабляет эфирное тело ребенка, которое до семи лет еще очень слабое. Об этом напишу подробно, но сначала хочу привести обширную цитату из авторитетного источника.




Элизабет М. Грюнелиус и свободная лепка

Элизабет М. Грюнелиус организовала первый в вальдорфском движении детский сад при Свободной вальдорфской школе в Штутгарте в 1925 году и руководила им вплоть до его закрытия нацистами в 1938 г.

Затем Э. М. Грюнелиус продолжила работу в США, где организовала детский сад на территории Адельфи-колледжа в Гарден-Сити недалеко от Нью-Йорка, вскоре после этого была создана "Образцовая вальдорфская школа при Адельфи-колледже". Итогом деятельности, связанной с этим колледжем, стала опубликованная там же в 1950 г. работа на английском языке Early Childhood Education and the Waldorf School Plan. Эта книга вызвала в Америке большой интерес.

На русском языке книга вышла в переводе с дополненного немецкого издания: Элизабет М. Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей дошкольного возраста. Изд-во «Деметра», 2010.

Эту книгу Элизабет написала в 1950 году, как результат многолетней практики организации и ведения вальдорфских детских садов в Германии и США. То, что она пишет, -- это не только исходные теоретические принципы, но и реальный опыт их применения в разных местах и условиях.

Цитата, касающаяся применения глины в вальдорфском детском саду:
«Еще один предмет для общих занятий в детском саду – лепка. При первом соприкосновении с лепкой, как и с рисованием, вместо каких-либо объяснений полезно дать детям возможность получить непосредственное впечатление, наблюдая работу взрослого.


Лепить можно из окрашенного воска или просто из пластичной глины. Хранить глину лучше в фаянсовом сосуде и предохранять от высыхания, накрывая влажной салфеткой или пластиковой крышкой. Целесообразно иметь два сосуда для глины, в одном из которых должен находиться материал, готовый к работе. За день до лепки глину следует размять и проверить, достаточно ли она мягкая для детских рук; при необходимости в нее добавляют воду. После этого глину снова накрывают влажной салфеткой и оставляют так на ночь. Первое, что сделают дети утром, -- помогут сдвинуть столы и накрыть клеенкой. Потом раздадут дощечки, по одной на каждое место, и на каждую дощечку положат довольно крупный комок глины.


Детям трудно дождаться, когда можно будет схватить пластическую массу, полепить из нее или поиграть с ней. Взрослый тоже иногда присоединяется к лепке, снова и снова предоставляя детям возможность сопереживать его работе. С большим удивлением и радостью воспринимают дети возникновение на их глазах любимого животного, будь то лошадь, корова, ягненок, козленок, утка или даже слон, или жираф. Дети сразу принимаются играть с ними.

Воспитатель может использовать тему из знакомой сказки, например, «Белоснежка и семь гномов».

Дети должны быть совершенно свободны в том, что они хотят подхватить и, вдохновляясь работой взрослого, на свой примитивный лад воспроизвести что-то вслед за ним. Как и после рисования, после занятий лепкой результаты не обсуждаются, и не дается никаких сравнительных комментариев. Готовые работы с радостью ставятся на полку до конца дня, а когда дети разойдутся по домам, самые интересные вещи отбираются и сохраняются, остальное отправляется обратно в сосуд для глины».

В цитате выделены фразы, который буквально дословно повторяют основные принципы игры в глину. Я самостоятельно вышел на них благодаря своему опыту взаимодействия с арт-терапией, искусством, керамикой и практической работы с детьми.


Игра в глину – что это?

Игра в глину – это новый подход к лепке из глины с детьми. Мы играем с глиной так, как играли бы с конструктором или в песочнице. Свободно фантазируем, общаемся, развиваемся, учимся.

Занятия в детской студии проходят как свободная модерируемая творческая ролевая игра. Иногда мы играем в какую-нибудь известную и любимую сказку, иногда придумываем сюжет на месте. Каждый ребенок может взять любую роль, лепить то, что ему захочется, а ведущий помогает всем и объединяет всех в общую игру.

Уже этого короткого описания достаточно, чтобы догадаться, что игра в глину очень близка вальдорфской педагогике. Но все же, прежде чем подробно сравнить принципы игры в глину и вальдорфа, подробно отвечу на главное возражение вальдорфцев против использования глины как таковой с дошкольниками.


Глина и жизненные силы

«Глина холодная, она отнимает слишком много жизненных сил, необходимых для формирования организма», -- говорят строгие вальдорфцы, а некоторые уточняют, что «глина отнимает эфирные силы, которые нужны для формирования эфирного тела».


И эти же воспитатели выводят детей на прогулку в любую погоду, дают им сколько угодно возиться в песочнице, в лужах и в снегу голыми руками. Всепогодные вальдорфские прогулки, свободная игра в природных условиях – это прекрасное занятие, выгодно отличающее вальдорфские сады от всех остальных. Оно приучает души детей к смелости и принятию разнообразия природы, а их тела – к противостоянию холоду и неприятным ощущениям.


Более того, эта практика опирается на естественный опыт жизни детей в традиционной сельской обстановке, когда дети контактировали с холодной и мокрой природой голыми руками и ногами иногда в течение всего года. Это приводит к естественной закалке организма, способности противостоять не только физическим болезням, но и душевным – унынию и жалости к себе.

Так что сама по себе мокрая холодная поверхность материала не может быть причиной отказа от его использования в вальдорфском детском саду.

Однако, между всепогодной прогулкой и занятием по пластицированию есть одно важное отличие. Возясь в песочнице, луже или снегу, дети активно двигаются, свободно играют, согреваются от своего движения и инициативы. Поэтому внешний холод компенсируется активным выделением внутреннего тепла. Именно этот поток тепла изнутри наружу оказывает благотворное влияние на физическое и душевное здоровье ребенка.


На традиционном занятии по лепке из глины дети тихо сидят на стульчиках и совершают мелкие движения руками и пальцами. Конечно, при таком положении тела не долго и замерзнуть.



Работа по образцу отнимает силы

Глина отнимает силы, если ставится задача слепить заданную форму или четко воспроизвести заданные движения. Более того, именно необходимость следовать заданному процессу отнимает силы, а не факт использования глины. Любые занятия, направленные на заучивание, воспроизведение слов и форм, на техническую работу, отнимают эмоциональные силы.


Нужно различать физические силы и эмоциональные силы, физическую усталость и эмоциональную усталость. Мы – и взрослые, и дети – можем чувствовать упадок сил без тяжелой физической работы, если нам не нравится то, чем мы занимаемся, или если это дело требует выполнения непонятных и неинтересных нам действий. И наоборот, интересное дело, даже связанное с применением физической силы, часто сопровождается эмоциональным подъемом, приливом сил и желанием делать.


Во времена Штайнера работа с глиной ограничивалась точным воспроизведением готовых форм. Лепка по шаблону, отработка натуры, орнаментальная лепка – вот что такое была работа с глиной в начале ХХ века. Импрессионисты, которые работали от эмоций, чувств, от движения материала – Огюст Роден во Франции, Анна Голубкина в России и другие – были редки, и их метод не применялся подавляющим большинством скульпторов, лепщиков и гончаров.


Именно такую работы с глиной по заданному образцу и отрицал Штайнер для дошкольников. Впрочем, дошкольникам любая работа по образцу противопоказана. Но в живописи Штайнеру удалось найти альтернативу академизму – свободную работу с водяными красками, а с пластицированием, видимо, не сложилось. Не получилось найти способ свободно следовать за движением души, рук и материала.



Игра в глину – это игра

В игре в глину я нашел такую альтернативу. Метод игры в глину полностью построен на свободном манипулировании глиной ровно в той мере, в какой ребенку этого хочется здесь и сейчас. Ребенок волен брать или не брать ровно столько глины, сколько он готов в данный момент. Если ребенок ничего не лепит, но внимательно наблюдает за игрой и лепкой других детей и взрослых, то я считаю, что он хорошо включен в общий процесс, что он участвует в нем. Если ребенок не хочет лепить и уходит от стола, то я тоже не препятствую этому.

Другое дело, что, запуская игру в известную и любимую сказку, предлагая интересную игровую тему, я пробуждаю в детях желание играть и брать глину в руки. Я форсирую интерес к лепке в рамках отведенного для этого часа, и это мой маленький «педагогический секрет». Впрочем, любая педагогическая работа строится на таком «секрете», мы создаем для детей обстановку, побуждающую к определенной деятельности.

Но в отличие от многих современных игровых методик раннего развития, я не ставлю перед собой задачу научить ребенка заданному набору знаний и умений, маскируя это под формой игры. Нет, я приглашаю ребенка в настоящую честную игру, и не хочу от него ничего кроме игры. Только если он сам захочет слепить что-то из глины для этой игры, он это сделает. Больше половины всех игрушек и обстановки во время игры в глину делает ведущий и родители для детей.


В игре в глину дети вольны делать с глиной то, что им хочется, или не делать ничего. Первична игра и свободная фантазия, и дети настроены в первую очередь на игру и на материализацию своих собственных образов.


При свободном отношении к лепке глина помогает мобилизации внутренних сил для игры и лепки по желанию. Если дети относятся к этому как к игре, свободно берут и кладут -- они разогреваются.



Активное движение

Игра в глину имеет еще одно важное отличие от традиционной лепки – дети очень активно двигаются физически. Во-первых, большие куски глины, которые я даю им для лепки, и большие поделки, которые они из них делают, требуют от них больших физических усилий, работы всего тела, а не только пальцев рук. В процессе такой работы дети согреваются, их руки часто оказываются даже слишком горячи, сушат глину, и приходится брать новые влажные и мягкие куски.


Во-вторых, я поощряю лепку стоя на ногах, а также перемещение вдоль стола в процессе лепки, а особенно игры. Игра занимает больше половины времени всего занятия и, конечно, во время игры дети часто ходят вокруг стола, перемещают большие куски глины. То есть, характер движений детей примерно такой же, как и при игре в песочнице.

Многолетний опыт показывает, что дети физически и эмоционально разогреваются во время игры в глину, так же как, например, на прогулке даже зимой. У них теплые руки, носы и лбы, они активно двигаются вокруг стола и стоя на своем месте. С занятия они выбегают энергичными, полными сил, впечатлений, радости и желания для дальнейших дел и общения. Радостно рассказывают родителям о том, что было. Никто никогда не выходит вялым с игры в глину. Они очень активны после занятия, но активны по-хорошему, без лишней беготни и нервов.



Эмоциональная и физическая усталость

Родители говорят, что после вечерних занятий дети лучше укладываются спать. Но это не значит, что они выматываются и устают на занятиях. Вечером они не вялые, а нормально собранные, проработанные. Свободная лепка отнимает эмоциональную усталость, и дает эмоциональное освобождение, прилив настроения и хорошую физическую усталость.


Подобным образом свободная лепка из глины действует и на взрослых на вечерних занятиях. Для взрослых я предлагаю тоже именно интуитивную свободную лепку, а не то, что делают антропософы, и не просто лепку по образцу.


Люди приходят после рабочего дня, уставшие и нервные, и берутся за глину. Казалось бы, откуда взяться силам для активной работы с тяжелым материалом. Но все, буквально все участники занятий говорят после окончания лепки, что глина дала им новые силы. Откуда ни возьмись у них появилась энергия для чувствования, слушания, сопереживания и активного воплощения своих чувств и мыслей в глине. Все описывают свое состояние одной и той же фразой: «Ушла дурная эмоциональная усталость, стресс, тревога. Пришла хорошая спокойная физическая усталость, тело расслабилось, блоки отпустили, душа отдохнула».

То есть, игра в глину – это не просто материал для лепки. Это процесс организации детской игры и творчества, в котором глина играет естественную для нее роль, ту же, что и в традиционном укладе детской жизни.



Воск и глина

Вообще, каждому материалу присущ некоторый процесс, способ обхождения с ним, который является для него естественными. Определенные средства хороши для достижения определенных результатов, и как правило не очень хороши для других.


Скажем, лепка из воска. Воск считается самым натуральным, гармоничным, теплым материалом для детской лепки. Но что можно слепить из воска? В вальдорфском детском саду делают простейших птичек, листики, грибочки, домики. Более сложные и крупные вещи сделать трудно – воск быстро застывает. А из него и не надо лепить ничего сложного, он не для этого предназначен. Главное свойство воска - низкая температура плавления. Чуть нагретый, он размягчается или даже расплавляется в жидкость. Чуть остывший - затвердевает.


В вальдорфской педагогике это свойство и используется -- воск греют, потом что-то из него лепят, стараясь обращать внимание не на поделку, а на сами ощущения от соприкосновения с живым мягким теплым материалом, который поддается и движению рук, и теплу рук. Это занятия скорее на тактильное ощущение, чем на умение слепить конкретные формы. Тактильное ощущение дружественной, теплой среды, которая затвердевает, когда ее отпускаешь, и в застывшей форме сохраняет память о теплом контакте.

Другое дело — глина. Она тяжелая, влажная и прохладная. Она не даст тепла и ласки, и пока из нее ничего не сделаешь — она некрасива. Наоборот, она требует усилия воли, физической силы и конкретного понимания, что именно ты хочешь с ней сделать. Но зато, получив от человека все это, она отблагодарит его своей податливостью и четкостью слепленных форм. В глине (хорошего качества, разумеется) можно добиться мелкой деталировки, можно сделать большие вещи, можно свободно работать с пространством и формой.


Движение масс и объемов, соотношение крупных и мелких форм — вот работа, свойственная глине. Если воск дает человеку тепло, то глина, наоборот, берет у него силы, но тут же воплощает их в красивые формы, стимулируя тем самым человека на дальнейшую работу. Глина помогает рождению новых сил в человеке, стимулирует подкачку новой творческой энергии в процессе лепки. Она развивает собственные внутренние способности человека отдавать и творить.

В этом качестве, на мой взгляд, глина очень полезна для маленьких детей. У них как раз присутствует естественный избыток низких, моторных энергий, данный им природой для успешного освоения нашего тяжелого материального мира. Эти энергии хороши для того, чтобы целый день бегать в поле и лесу, пробираться через заросли, возиться с домашними животными, таскать деревяшки и камешки. Но в городе ничего этого нет, и энергия остается во многом невостребованной. Поэтому если глины много, дети с удовольствием ее мнут, бьют, таскают, плющат, дырявят. Потом успокаиваются и переходят к более конструктивным и спокойным занятиям.



«На прием» и «на передачу»

Человек может работать с материалом «на прием» и «на передачу». Вопрос — хотите ли вы что-то от мира получить с помощью некоторого материала, или вы хотите что-то миру дать? Природные «тактильные радости» (воск, дерево, шерсть) - это все «на прием». Вам нужна природная энергия, которой не хватает в городе, и вы хотите помять воск, чтобы этой энергией напитаться.

Либо противоположная ситуация — у вас есть энтузиазм и энергия сотворить какую-то форму, вещь, просто излить избыток сил куда-то. Это уже совсем другое. Тут уже не так важна теплота и природность. Вы своей энергией сделаете «натуральным» любой попавшийся под руку материал, если он подходит для решения вашей задачи. Живой человек живее всех самых живых материалов. Он из любого материала может сделать живое, если захочет и сумеет.

Дальше выбор материала для детской лепки зависит от задачи воспитателя. Если стоит задача дать детям источник энергии, приобщить их к природе, к природным силам, то нужно выбирать тактильные материалы для работы «на прием». А если стоит задача разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно и с удовольствием отдавать энергию, творить, изменять окружающий мир, то нужно выбирать выразительные материалы для работы «на передачу».


В игре в глину материал используется именно по второй программе, «на передачу». Ведущий создает атмосферу активной лепки, отдачи энергии, создания целых образных миров, показывает детям пример, активно помогает им в этом. Они заряжаются этой энергией, усваивают некоторые приемы работы с глиной, без которых не сделаешь ничего толкового. И поэтому им нравится лепка. Если ничего этого не делать, а просто дать ребенку кусок глины, вот, мол, природный материал - лепи, интереса к работе у него не возникнет.


Кроме того, дети обычно изначально настроены именно «на передачу». Взрослым обычно кажется, что ребенку нужно все дать, обучить, напитать. На самом деле дети в основном стремятся, наоборот, что-то сделать самостоятельно, помочь, построить, научить. Это нужно учитывать при создании для них развивающей обстановки — чтобы она поощряла отдачу энергии. Нельзя забывать, что дети — это люди, которые еще только совсем недавно пришли в наш мир. Вероятно, они еще помнят, зачем они пришли, и вероятно, судя по их поведению, они пришли, чтобы что-то в этом мире изменить. А взрослые давай учить их жить по старым правилам.




Фрейя Яффке и тактильный голод

Александр Цвелик рассказал мне о том, как использовала глину в детском саду Фрейя Яффке. На ее лекции кто-то задал этот вопрос: глина отнимает энергию?
Ответ Яффке был резким и однозначным:


«У меня во дворе садика яма с глиной, и водосточная труба туда проведена, чтоб влажно было! Но – во дворе! Я никогда не даю задания детям лепить что-то! Они сами туда идут и делают что хотят!


Но учтите. У многих из них сейчас (а это были безгаджетные 90-е) сейчас поражен тепловой организм! Они интеллектуализированы до костей! У них в жару ледяные руки! И они... Просто не идут туда. Я это прекрасно вижу, и для них устраиваю терапию -- работу с воском, давая его в разогретом состоянии в центр ладошки, конечно и другим тоже – на общих занятиях за столом. И постепенно они приходят к глине, чтобы начать процесс дальнейшего самоисцеления! Они приходят туда сами, когда чувствуют, что уже могут принять это лекарство!»

Игра в глину технически приспособлена к современным городским детским садам и квартирам. Все же мало кто из воспитателей, а тем более родителей, решится иметь открытую яму с глиной и детей с испачканными глиной руками. Мы используем готовую керамическую пластичную массу без воды. Это дает возможность перенести игру в глину со двора в помещение, на стол.

В вальдорфском детском саду игра в глину может быть организована как возможность для детей на время, отведенное на свободную игру и рукоделие. Воспитатель раскладывает на краю стола покрытие и глину и начинает лепить что-нибудь на выбранную им тему. Дети могут по желанию подойти и присоединиться к игре по предложенной теме, или лепить свои собственные образы и фантазии, или «просто» исследовать глину – мять, тянуть, шлепать, катать.

Что касается нежелания детей брать глину в руки, то его можно объяснить не столько «поражением теплового организма», сколько тем, что современные городские дети никогда не видели глины и просто не знают, что с ней можно делать. Поэтому, естественно, что они без энтузиазма воспримут просто яму с глиной. Но когда взрослый показывает им игрушки, дома, горы и реки, которые с легкостью можно сделать из глины, дети быстро и радостно схватывают основную идею и набрасываются на глину, как после долгого голода. Да это и есть настоящий тактильный голод – та обстановка, в которой живут городские дети.


Вальдорфские принципы и игра в глину

Теперь сопоставлю принципы вальдорфской педагогики и игры в глину.


Развитие соответственно возрасту

Цели игры в глины – воплощение собственных образов и свободная игра. Средства, которыми эти цели достигаются – подражание взрослому и старшим детям, а также свободная игра и творчество – полностью соответствуют возрасту дошкольников. Обычные цели и средства лепки из глины – изучение технических приемов и изготовление законченной поделки – не соответствуют возрастным особенностям детей до 7 лет. И они отсутствуют в игре в глину.

Подражание и пример

Ведущий взрослый в игре в глину – первый среди равных игроков. Он лепит все необходимое по сюжету, давая детям возможность наблюдать за его лепкой, сопереживать ей и по мере сил и желания – копировать ее. Разновозрастная группа на игре в глину открывает возможность старшим детям лепить игрушки для младших, помогать младшим лепить и брать ведущие роли в разыгрывании сюжета. Младшие имеют возможность пользоваться игрушками, слепленными старшими детьми и взрослыми, следовать за их игрой, учиться у них лепить.

Свободная игра

В основе игры в глину – свободная игра. В начале занятия ведущий предлагает детям тему, обсуждает ее, выясняет, кто знает то или иную сказку, и хочет ли в нее играть. Выбирая наиболее подходящую тему, ведущий предлагает детям взять роли по желанию. Те дети, которые не захотят участвовать в этой теме, свободны лепить то, что им захочется. Ведущий периодически предлагает им включиться в общую тему, но не настаивает на этом.

То есть, во время лепки ставятся исключительно игровые, а не эстетические задачи. Причем ставят себе эти задачи сами дети, взрослый лишь подает пример, и следит за порядком.


Исследование материала

Третий важнейший аспект игры в глину – свободное исследование материала. Дети, особенно младше 4 лет, с огромным интересом и удовольствием просто возятся с глиной, не ставя перед собой вообще никакой задачи слепить что-то конкретное. Им нравится мять, бить, катать, размазывать, вытягивать глину просто ради самого этого занятия. Таким образом, они знакомятся со свойствами глины – с ее пластичностью, упругостью, весом, прочностью. Не меньшее значение имеет то, что дети таким образом знакомятся и со своими собственными телесными возможностями – с силой и формой своих пальцев и рук, их гибкостью, поверхностью, теплотой.


Взрослый всегда поощряет свободное исследование, дает ребенку столько времени на него, сколько тому требуется, не старается переключить внимание ребенка на общую игру или фигуративные поделки, показывает примеры разных действий с глиной.

Движение рождает форму

Свободное исследование материала часто приводит к возникновению интересных форм – реалистичных или абстрактных. Дети всегда радуются таким открытиям, и ведущий всячески поддерживает угадывание спонтанных форм, но никогда не форсирует. Дети вольны сами находить интерпретации своим действиям или не искать их совсем.

Форма рождает движение

С другой стороны, ведущий иногда предлагает детям слепить что-нибудь такое, что требует определенных действий. Например, просит наполнить корзинку яблоками, чтобы дети покатали шарики между ладошками, или покрыть речку волнами, чтобы дети поделали длинные размазывающие движения, полезные для ощущения единства формы и эмоций. Особенно это полезно для младших, у которых диапазон собственных возможностей по лепке не велик. Ведущий показывает им, как простые движения позволяют создать самые разные образы и игрушки. Так исподволь развивается координация движений.

Воплощение образов

Важнейшим процессом в игре в глину является свободное воплощение детьми своих внутренних образов и переживаний. Именно поэтому взрослый почти никогда не учит приемам лепки. Все формы, которые создают дети, определяются не физическими фигурами и техниками, а максимально их собственными образами и эмоциями. Эмоции находят выражение как в тех формах, которые дети получают, так и в свободных движения, которые они делают во время лепки и игры.


Обобщенная форма игрушек

Ведущий лепит для игры игрушки очень простой обобщенной формы с минимумом подробностей. Это нужно, во-первых, чтобы дети сами додумывали детали в меру своего воображения, а во-вторых, чтобы игрушки были достаточно простыми, и дети могли повторить их самостоятельно. По форме игрушки в игре в глину напоминают народные глиняные игрушки. Но они имеют эту форму не ради следования канонам и традициям, а для того, чтобы поощрить воображение и творчество детей.

Ритм года

Периодически можно брать тему, соответствующую ритму года, например, сбор урожая, гномы и фонарики или блины необъятной ширины. Это дает детям еще один способ прожить календарную тему, увидеть и слепить формы, которые ее выражают.


Ценна игра и самовыражение, а не похожесть

Ведущий никогда не оценивает поделки детей по критерию похожести на прототип. Главная ценность – включенность ребенка в игру и яркость его самовыражения. Чуть примятый кусочек глины вполне заслужит похвалу ведущего, если ребенок слепил его вдумчиво и с чувством, назвал и стал использовать в игре.

Слушание детей

Ведущий выбирает тему для игры в глину исходя из текущей ситуации. В самом начале занятия он внимательно всматривается и вслушивается в детей и старается почувствовать, какая тема лучше всего подходит именно этим детям именно в этот день. По ходу занятия ведущий все время оценивает степень включенности детей в объявленную тему и при необходимости изменяет ход игры, чтобы дать детям лучше выразить свои чувства в форме и в игре.

Контакт с родителями

Ведущий всегда объясняет родителям и другим внешним наблюдателям смысл и ценности игры в глину. По «готовым» поделкам детей трудно понять, насколько содержательной была игра. Поэтому ведущий не ленится рассказывать родителям о действиях ребенка во время занятия, его словах и чувствах, его достижениях и трудностях в игре и в самовыражении.

Участие родителей

Ведущий всегда приглашает родителей присоединиться к игре, если они привели ребенка на занятие. Родители включаются в игру на равных, подают пример содержательной лепки и игры своим детям. Родители помогают детям только если те явно попросят о такой помощи. В совместной игре и лепке укрепляется дружба и доверие между родителями и детьми.

Вопросы и сомнения

Есть несколько вопросов, которые часто возникают у педагогов, ведущих игру в глину.

Почему не поставить глину, как пишет Грюнелиус, постоянно, чтобы дети могли ее взять?

Можно. Но, а) это сложно технически, будет неконтролируемая грязь в комнате, б) детям все-таки нужны временные и пространственные рамки. Например, на улицу дети не могут пойти в любое время, на это есть два конкретные часа, и уже в рамках прогулки дети гуляют с разной степенью интенсивности. На игру есть два конкретных часа, на живопись есть конкретные полчаса. Внутри этого времени дети свободны погружаться в процесс настолько, насколько они готовы.

В игре в глину ребенок берет сколько хочет, когда хочет и делает то, что хочет. Если не хочет, сидит и смотрит, или играет тем, что сделал ведущий или родитель. Но это не весь день, а конкретный час. Час для дошкольников – это много, существенно больше, чем может длиться любое структурированное занятие. В течение этого часа у ребенка есть полная свобода брать или не брать глину.

Глина грязная

Всех волнует, что работа с глиной грязная, требует особых условий и уборки. Однако, мы разработали способ работать с глиной чисто, без воды и без утомительной подготовки материала. Глина укладывается в герметичные пластиковые ведра тонкими блинами. Между блинами прокладываются флисовые тряпочки, которые намачиваются ровно настолько, чтобы слегка размягчить глину между занятиями. Во время занятий вода не используется совсем. Светлая глина легко отряхивается, отмывается и отстирывается. В целом, игра в глину не грязнее, чем приготовление теста для пирожков.

Дети шумят

Игры в глину проходят обычно довольно шумно. Дети говорят в голос, обсуждают ход игры, свои поделки. Это естественно, потому что основа занятия – игра. Свободная игра в вальдорфском детсаду всегда бывает довольно шумной. Впрочем, ведущий следит за уровнем шума и периодически просит детей понизить голос.

Куда девать поделки

Что делать с тем, что мы налепили? По одной небольшой вдумчиво слепленной поделке дети могут оставить сушиться и забрать домой. Остальные объемные постройки мы сминаем в блины и складываем обратно в ведра. В сознании детей глина подобна конструктору, который после завершения игры складывается обратно в коробку.

Открытость к развитию

Игра в глину – очень открытый для развития метод. Базовые принципы очень просты, и к ним можно добавлять методы и идеи из самых разных областей педагогики и искусства. Принципы и методы арт-терапии, глинотерапии, игротерапии естественным образом могут быть применены без каких-либо изменений хода занятия. Можно обогатить игру слушанием и лепкой музыки, обсуждением строения окружающего мира. Можно более внимательно слушать определенную сказку и потом разыгрывать ее. Можно адаптировать для глины многие творческие методы и приемы рисования и лепки.

Игра в глину – естественное развитие традиционных деревенских игр и занятий детей в условиях современного города. Она может применяться в детских садах, творческих студиях и дома. От ведущего не требуется никаких художественных способностей и навыков, только лишь умение играть и общаться с детьми.

Где посмотреть и научиться

Про игру в глину вышла исчерпывающая книга: Алексей Лельчук. «Игры с глиной». Изд-во «Национальное образование». 2015. Ее можно купить в крупных сетевых книжных магазинах.
https://www.ozon.ru/product/igry-s-glinoy-tvorcheskie-zanyatiya-s-detmi-ot-3-do-7-let-31049701
https://www.labirint.ru/books/468045/

На сайте http://claynplay.ru представлены основные принципы игры в глину, характерные фотографии и список всех мест, где играют в глину.

В фейсбуке в группе «Игра в глину» и в инстаграме по хэштегу #игравглину ведущие публикуют фотографии и описания своих занятий, вопросы и комментарии.
https://www.facebook.com/groups/claynplay
https://www.instagram.com/explore/tags/игравглину/

Проводятся одно- и двухдневные семинары для педагогов и родителей по игре в глину.

Подробности можно узнать в фейсбуке у Алексея Лельчука,
http://www.facebook.com/alexey.lelchuk

по телефону или whatsapp +972555044393 (Израиль) в телеграме @a_lelchuk и по электронной почте alexey.lelchuk@gmail.com.

(с) Алексей Лельчук. 2021. При любом использовании текста ссылка на автора и исходный текст обязательна.



русский
Made on
Tilda