Песах --- Пасха
Суд над Христом
Что на самом деле произошло на этом самом важном за последние 2000 лет суде?
Песах. Евреи празднуют исход из Египта и обретение свободы еврейским народом. Христиане празднуют исход Христа из тела и стремление к свободе человеческого духа. При этом как бы не замечая друг друга. Почему эти праздники совпадают по времени и названию, но абсолютно различны по содержанию? И почему празднующие их евреи и христиане 2000 лет враждовали, да и сейчас религиозные люди сторонятся друг друга.

Совпадение времени понятно: Иисус был распят и воскрес во время Песаха. Совпадение названия менее понятно. Можно было бы ожидать, что христиане придумают новое название для совершенно нового по смыслу праздника.

Вражда евреев и христиан, по большому счету тоже понятна. Когда от старой общины откалывается часть и создает новую общину на других принципах, вражда неизбежна. И все же интересно разобраться в том, как это произошло, что случилось тогда, что послужило поводом для вражды и расхождения религий?

Христиане утверждают, что евреи распяли Христа. Евреи утверждают, что христиане поверили в лжемессию. Первое неверно. Христа распяли римляне по римскому закону. Второе верно, но вопрос -- почему евреи отказались считать Иисуса мессией? Что именно произошло в Песах 33 года нашей эры в Иерусалиме?

Арест в Гефсиманском саду, ночной суд Синедриона (еврейского религиозного суда), утренний суд Понтия Пилата (римского наместника), нежелание Пилата казнить Иисуса, яростное «распни!» из уст евреев, собравшихся при объявлении приговора.

Уже две тысячи лет миллионы людей молятся на этот короткий эпизод древней истории, но на самом деле, мало кто удосужился подробно разобраться – а что же там всё-таки произошло?

Правдоподобное подробное описание суда над Христом, а также всего жития Христа на фоне тогдашних израильских реалий, я нашел 20 лет назад в небольшой книге писателя и диссидента Михаила Хейфеца «Суд над Христом».

Автор в ней кратко излагает выводы из книги израильского историка Давида Флюссера «Иудаизм и происхождение христианства» и из книги израильского судьи, адвоката и исследователя Хаима Коэна «Иисус: суд и распятие». Согласно этим исследованиям, этот суд, результаты которого больше какого-либо другого суда изменили мир, был описан и интерпретирован в корне не верно, можно сказать, с точностью до наоборот.

Сразу предупрежу – эта версия не будет интересна ни традиционным христианам, ни правоверным евреям. Евреям в принципе нет дела до рабби из Нацрата (Назарета), краткая проповедь которого обернулась для них такими долгими страданиями. Христианам же обычно нет дела до злокозненных евреев, которые якобы казнили их Бога. И конечно, ни тем, ни другим нет дела до римлянина Понтия Пилата, нация которого исчезла из истории пятнадцать веков тому назад.

Интересны эти рассуждения будут только тем, кому интересно то же, что и самому Иисусу, – истина.

Зачем она нужна – истина? Станет ли от ее знания легче жить? Поможет ли она принимать правильные решения? Чем лично мне так важна эта история?

Тем же, чем важна любая историческая правда. События давно минувших дней часто используются современниками для оправдания собственных действий. И если интерпретация истории ложная, то и оправдания ложные, и действия – ложные.

Кроме того, знакомство с земной жизнью высоких душ всегда помогает понять и признать этот мир, людей, себя. Какой бы высоты Богом ни был Иисус, воплотился он в человека, и то, как он прожил земную жизнь – очень интересно.

Думаю, именно поэтому Булгаков рассказал историю о Иешуа внутри «Мастера и Маргариты». Мне кажется, что Булгаковский Иешуа ближе всех к реальному рабби из Нацрата.

=== Вопросы

Начнем рассказ о суде над Иисусом – самом важном и самом неверно истолкованном суде последних 2 тысяч лет. Здесь я буду писать только выводы, все обоснования вы найдете в книгах, ссылки на которые даны в посте в фб.

Иисус был фарисейским раввином, рабби Иешуа. Иначе его не пускали бы «учить» в синагоги, о чем много раз сказано в Евангелиях. В целом, почти все традиционные раввины были фарисеями, и это не ругательство, а просто их самоназвание – прушим на иврите. Иисус выступал не против учения фарисеев, а против тех раввинов, которые сами не выполняли требования учения – «лицемеры».

Иисус не собирался основывать новую религию, но хотел в иудаизме по-новому расставить акценты. Выделить роль личной ответственности перед Богом и распространить любовь ближнего на всех людей, а не только на евреев. Это не возбранялось религией, тогда было много проповедников, которые высказывали самые разные идеи в рамках иудаизма.

То, что Иисус называл Бога своим отцом, не являлось богохульством и преступлением по еврейскому закону. Каждый еврей по факту считался любимым сыном Бога, и кроме того, мог почувствовать в себе пророческий дар и начать проповедовать.

Богохульством считалось произнесение секретного Имени Бога, за это полагалась чисто еврейская смертная казнь побитием камнями. Так что Синедриону (иерусалимскому религиозному суду) не нужно было бы отдавать Иисуса римлянам для казни как за это, так и за любое другое преступление. Еврейский суд и цари многократно казнили кого угодно за что угодно.

Но Иисус и не думал произносить Имя, поэтому у Синедриона не было никакой причины его казнить. Конечно, судьи завидовали его популярности в народе, но это еще не повод убивать. До и после Иисуса в Иудее действовало множество предводителей народных восстаний, но еврейские власти с ними не конфликтовали. Потому что все восстания были направлены против римлян, а не против еврейской власти.

Зато по римскому закону Иисус однозначно был виновен в том, что называл себя царем в царстве истины, то есть, по мнению Пилата, ставил себя выше римского императора. Это как раз было политическим преступлением и каралось распятием. В целом, все евреи считали своего Бога выше римского императора, но римская власть закрывала на это глаза, если это не говорилось в открытую.

Кроме того, Иисус был лидером массового народного движения и поэтому потенциально опасной для римлян фигурой. Еврейский народ постоянно бунтовал против римлян.

Синедрион не имел права собираться на суд для осуждения преступника ночью в частном доме, и не мог иметь времени и желания делать это буквально за день или в день главного праздника в году. Это было нарушением всех основных религиозных законов и правил.

Пилат специально приехал в Иерусалим из своей резиденции в Кейсарии (севернее нынешнего Тель-Авива), чтобы разобраться почему за Иисусом идут толпы народу. Он хотел решить вопрос быстро и радикально. Арестовал Иисуса и собирался утром его допросить. Ожидалось, что на допросе Иисус подтвердит, что он сын Бога, и Царство этого Бога – выше римского императора. Это означало смертный приговор. Задачей Пилата было не допустить беспорядков, а тем более антиримских выступлений во время праздника.

И теперь, внимание – вопросы:

Зачем Синедриону было судить Иисуса, если он не нарушал еврейский закон, тем более ночью, нарушая религиозные законы, тем более он и так уже был обречен?

Зачем Пилату было отдавать Иисуса на ночь на суд Синедриона, если он все равно уже готов был его казнить?

=== Осудить или Спасти

Хаим Коэн, видный израильский юрист, находит необычный ответ, который снимает эти вопросы и все связанные с ними проблемы:

Синедрион собирался не для того, чтобы осудить Иисуса, а для того, чтобы его спасти, чтобы уговорить изменить показания.

Есть единственное условие, которое позволяло религиозным евреям нарушить весь регламент Песаха, -- спасение жизни еврея, «пикуах нефеш». Это правило сохранилось и в нынешнем иудаизме. Можно нарушить субботу, кошерные правила, другие заповеди, если есть шанс спасти жизнь соплеменника и таким образом выполнить волю Бога о заботе над избранным народом.

Также снимается вопрос ночного времени и частного дома для проведения собрания. Если это не официальный суд, а частное собрание, то его можно проводить в любое время в любом месте.

Остается только выяснить, зачем Синедриону нужно было спасать Иисуса. Спасение жизни бродячего проповедника хоть и могло стать формальным поводом, но вряд ли могло вытащить почтенных судей из-за праздничных столов. Были причины более актуальные – политические.

Иудея была под оккупацией Рима, и Синедрион был фактически коллаборационистским правительством при римском наместнике. За это его не любили ни еврейский народ в целом, ни римляне, и Синедриону постоянно приходилось демонстрировать тем и другим свое право на существование. Судьям было важно показать Пилату, что они умеют решать местные проблемы без помощи римлян. С другой стороны, Синедриону важно было показать еврейскому народу, что он защищает его от власти римлян.

Если бы судьям удалось уговорить Иисуса отречься от своих слов про Царство Божие, то они подняли бы свой авторитет в глазах и римлян, и евреев, а также успокоили бы начинающиеся в народе волнения.

Почему Пилат согласился отдать Иисуса судьям на ночное собрание? Видимо, он понимал, что казнь Иисуса может вызвать волнения в городе, которых он не хотел. Если бы Иисус сам прекратил свою проповедь, то задача Пилата была бы решена без лишнего кровопролития.

Но Иисус не поддался на уговоры судей и не отрёкся.

Судьи были этим явно обижены – собрались на экстренное совещание, которое ни к чему не привело. Они поняли, что по римскому закону Иисус будет казнен, и им от этого не будет никаких выгод.

А что Пилат? На допросе он увидел тихого уставшего человека, который хоть и богохульствовал (считал себя выше императора), но вовсе не производил впечатления смутьяна и предводителя восстания. Казнь такого пацифистского любимца народа могла вызвать даже больше недовольства в народе, чем его проповедь.

Кроме того, не будем забывать, что Иисус был очень харизматичной личностью. Его тихие слова проникали в самое сердце и заставляли людей менять свои чувства, взгляды, жизнь. Допустим, что даже холодный жестокий Пилат ощутил на себе влияние личности Христа и поэтому решил его помиловать.

Но он не имел на это юридического права, потому что богохульство было произнесено Иисусом при свидетелях и требовало наказания. Пилат знал, что у евреев есть практика помилования преступников во время праздника и решил воспользоваться этой уловкой. Он предложил помиловать Христа собравшемуся для оглашения приговора еврейскому руководству.

Здесь важно отметить, что это был, конечно, не весь еврейский народ Иерусалима, а всего лишь те же самые члены Синедриона, которых Иисус несколько часов назад буквально послал куда подальше. Но ведь ночью они хотели его спасения, почему же тогда наутро они стали требовать его распятия?

Потому что им важно было спасти Иисуса своими действиями, тогда это подняло бы их авторитет перед Пилатом и перед народом Иерусалима. А теперь получалось, что они не смогли ничем угодить ни Пилату, ни своему народу, и жизнь Иисуса была им совершенно не важна.

Более того, вдруг оказалось, что Иисус смог избежать приговора жестокого и нетерпимого к евреям Пилата. В глазах судей это было чудом большим, чем исцеление больных и хождение по воде. Никому до Иисуса не удавалось избежать римского наказания, и если бы это случилось, то судьям пришлось бы признать Иисуса настоящим чудотворцем, а может быть и Мессией. Это в их планы никак не входило. Поэтому они и стали кричать Пилату: «Распни его!»

То есть смерти Иисуса хотели вовсе не все евреи Иерусалима, а лишь политизированная верхушка, обиженная его принципиальностью, исходя из своих политических целей. Более того, они не хотели его смерти изначально, даже пытались его спасти от римского обвинения, но... так вышло. А приговорил и казнил Иисуса римский наместник.

Теперь осталось только выяснить, почему же в Евангелиях эта история оказалась так превратно изложена, и на века стала основанием для ненависти христиан ко всем евреям, а не только к Синедриону. И почему, при всей популярности Иисуса, его казнь не привела ни к каким народным волнениям.

=== Что дальше

Итак, Синедрион собирался ночью не для осуждения Иисуса, а для его спасения.

Но Иисус не поддался на уговоры коллаборационистов и лицемеров, и остался верен себе, вполне в духе советских диссидентов, подобных Михаилу Хейфецу, написавшему книгу «Суд над Христом», которую я здесь пересказываю.

Однако, желание Пилата помиловать Иисуса было невыгодно Синедриону, поэтому утром судьи потребовали казнить Иисуса.

Вот такая история. Христа казнили римляне за нарушение римского закона и из опасений антиримского восстания. Еврейские начальники хотели и могли бы спасти Иисуса, если бы в критический момент не поставили сиюминутные политические интересы выше общечеловеческих.

Но почему же поклонявшийся до этого Иисусу народ Иерусалима не вступился за него или хотя бы как-то не отреагировал на казнь своего кумира? В Евангелии ничего об этом не сказано.

Зато рассказывается история о Петре, трижды отрёкшемся от Иисуса. Иисус был казнен оккупационной властью по политическому обвинению, так что за связь с ним можно было ожидать не менее жестокого наказания. Люди боялись.

Кроме того, Иисус не призывал ни к восстанию против римлян, ни к другим активным действиям. Его последователями были мирные люди, не готовые к насильственным действиям, в отличие, например, от действовавших в то же время зелотов, которые активно призывали к борьбе с Римом.

Но последователи Христа в душе остались ему верны, ушли в подполье и довольно успешно распространяли своё учение. Примерно через поколение подробности суда и казни стали понемногу забываться, и христиане начали постепенно выходить из подполья.

Однако им, жившим в Римской империи, было невыгодно признавать факт казни Христа по римскому закону. Гораздо выгоднее было свалить вину на евреев, тем более что евреи к тому времени были сильно в немилости у Рима, Иерусалим был разрушен, а большинство народа было изгнано из своей страны.

Так что, в рассказах евангелистов история зазвучала так, будто еврейские начальники изначально хотели казнить Иисуса за его проповедь, просили об этом римского прокуратора, тот хотел его помиловать, но злокозненные евреи настояли на казни.

И это привело к двухтысячелетней вражде евреев и христиан.

=== Последователи

Христиане основали свою религию на том, что Иисус никогда не говорил – будто страдание искупает вину, и в частности, будто страдания Иисуса искупили вину всех христиан.

Иисус проповедовал любовь к ближнему, честность, веру в Единого Бога, лечил и кормил людей, он был очень позитивным еврейским диссидентом. Ему совсем не хотелось на крест, и он никак не оправдывал никакие страдания.

Всё это придумали его последователи после его смерти. И оправдание страданий оказалось очень живучим мемом. Поклонники чужого страдания смогли буквально покорить мир, причиняя бесчисленные страдания всем, кто был не согласен страдать так же, как они.

Так что Иисус оказался предан не только своими начальниками, но и своими последователями. Может быть, причина в том, что первым «эффективным менеджером» христианства был Павел, в прошлом Савл, то есть Шауль, в прошлом фарисейский раввин и гонитель первых учеников Христа.

Истинное же спасение человечества забрезжило лишь через полтора тысячелетия, когда в людях стало пробуждаться индивидуальное сознание, личная ответственность и свободная инициатива. И теперь вы можете самостоятельно поразмыслить, какова в этом была роль проповеди Христа и какова роль христианства. И все мы можем своей свободной волей практиковать и распространять мир и любовь к ближнему.

Made on
Tilda