- Свободное - творчество - для - детей - и - взрослых -
Глина для игры и творчества
Подготовка и хранение глины -- просто и чисто
 
Для игры в глину, глиняного моделирования, интуитивной скульптуры, медитации с глиной мы используем ту же профессиональную керамическую глину, из которой в керамических студиях создают вазы, чашки и статуэтки.

Однако, наши занятия проходят в чистых помещениях -- дома, в художественных студиях или в детских садах, -- и мы не можем позволить себе разводить грязь, лить воду и долго прибираться.

Поэтому я разработал способ хранить и увлажнять глину просто и чисто, без лишней воды и лишних усилий. Весь процесс получается не грязнее, чем замешивание теста для пирожков.

После занятия дети быстро моют руки и убегают играть, а ведущему нужно не больше десяти минут, чтобы сложить глину в ведра и подмести пол под столом.
20 лет работы с глиной привели меня к оптимальному способу содержания и увлажнения глины, который позволяет работать с глиной просто и чисто.

Готовый комплект для игры в глину включает в себя необходимое количество герметичных пластиковых ведер с глиной нужной влажности, разложенной слоями, переложенными флисовыми тряпочками для увлажнения.

Снаружи ведра чистые и могут аккуратно храниться в чистой квартире или детском саду. Глина выкладывается только на специальную клеенку, содержится всегда во влажном пластичном состоянии и лишь слегка увлажняется после занятий с помощью флисовых тряпочек. Во время занятия вода не используется вообще.

В каждом ведре содержится 7,5 кг глины: три пласта по 2,5 кг, переложенные четырьмя флисками.
Ведро с глиной 7,5 кг

  • три пласта глины по 2,5 кг,
  • флисовые прокладки,
  • ведро с металлической ручкой и герметичной крышкой
Для прохождения видео-семинара и игр дома с детьми вам будет достаточно 2 ведер.


Для одной группы детей нужно примерно по 3 кг глины на ребенка, то есть с запасом рекомендую приобрести 4 ведра, то есть 30 кг.

Если вы ведете несколько групп подряд, то нужно учесть, что примерно половину глины с предыдущей группы можно использовать для следующей, а остальная оказывается уже слишком тугой. Так что на две группы детей нужно запастись минимум 6 ведрами с глиной.

Для занятий со взрослыми нужно исходить из минимум 10 кг на человека.
Для домашних игр

2 ведра по 7,5 кг

Лист А4 лежит для сравнения размеров
Для небольшой группы

4 ведра по 7,5 кг

Лист А4 стоит для сравнения размеров
Если вы хотите заказать глину в ведрах, вступите, пожалуйста, в чат "Глина для игры" (https://t.me/+HCiuGXqkW5FlOWYy) в телеграме. Там можно заказать необходимое количество глины и получить ответы на вопросы.

  • Самовывоз из мастерской в районе Ростокино в Москве.
  • Доставка по Москве ("Яндекс. Доставка" или "Достависта") около 800 р.
  • Доставка по России возможна транспортной компанией, например, ПЭК (www.pecom.ru). По Центральной России доставка комплекта от двери до двери будет стоить около 1500 р.
Подготовка и содержание глины для игры

Перед занятием вы вынимаете пласты глины на клеенку, проверяете, достаточно ли она пластичная, и приступаете к занятию. После занятия вы сминаете всю глину обратно в три таких же пласта и складываете обратно в ведро через флиски.
Если глина очень сильно подсохла, то нужно через день-два проверить, насколько она размягчилась под флисками. Если глина размягчилась недостаточно, а флиски потеряли влагу, то перекладываете все пласты еще раз, заново увлажняя флиски.
Даже если глина высохла до полностью сухого состояния, то можно избежать привычного керамистам и скульпторам размачивания глины в воде и муторного высушивания и переминания полученной массы. Нужно всего лишь применить размачивание флисками несколько раз в течение нескольких дней. Сначала разбейте высохшую глину на небольшие куски, и сложите слоями в ведре через очень влажные флиски. На следующий день просто переложите еще раз слои, заново намочив флиски. На третий или четвертый раз вы уже сможете смять глину в пласты, и еще через пару размачиваний глина станет идеально пластичной.
Керамисты и скульпторы испокон веку применяют гораздо более трудозатратный процесс. Полностью высушивают ненужные изделия, заливают водой в большой емкости, размешивают до получения однородной "сметаны". Оставляют ее сушиться и внимательно следят, когда она станет достаточно плотной, чтобы можно было выложить ее на стол и перемять.

Потом сушат горы глины на столе, опять внимательно следя за временем, чтобы глина не пересохла. Некоторые выкладывают массу на гипсовую плиту, тогда она сохнет гораздо быстрее, но нужно вовремя ее снять и перемять. Потом тщательно переминают, выравнивая массу по консистенции.

Хранят в больших емкостях, где собраны куски разного размера и пластичности. Перед работой выбирают куски нужно размера и пластичности и опять переминают.
Новизна моего метода состоит в том, что

а) храним глину нужной пластичности, не даем ей ни пересохнуть, ни переувлажниться после использования,
б) храним глину кусками удобного размера, в которых легко следить за равномерностью консистенции,
в) храним глину в тонких пластах, которые успевают равномерно увлажниться за пару дней,
г) увлажняем глину синтетическими тканями, которые не гниют и позволяют хранить размачивающуюся глину в закрытой емкости и не следить за временем.

Таким образом мы заменяем трудозатратное и привязанное ко времени размачивание и переминание на простое перекладывание кусков глины и флисок в любое удобное время.

В принципе, на этот метод можно было бы оформить патент, но не представляю себе, как я услежу за тем, кто его применяет. Ведь применить его может каждый. Поэтому просто не забывайте, что все "народные" методы когда-то придумал кто-то конкретный :-)


Помимо глины для игры в глину и интуитивных практик нужно только
  • покрытие на стол
  • простейшие инструменты -- палочки и зубочистки.

Покрытие на стол должно накрывать весь стол и создавать единое пространство игры. Не нужно раскладывать картонки каждому участнику, это разделяет и фокусирует на своих поделках. Нам нужно, чтобы все дети ощущали свободу и возможность строить и путешествовать на всей территории стола.

Покрытие должно быть таким, чтобы к нему не липла глина. Лучший вариант -- толстая клеенка на тканевой основе, положенная тканью вверх. Ее можно купить в большинстве хозяйственных магазинов. Берите самую толстую, чтобы она не съезжала со стола и не топорщилась от активных движений с глиной.

Также подойдут большие листы картона, бумага крафт. Керамисты часто используют для этой цели специальную толстую ткань: бельтинг.
Многочисленные стеки и инструменты, которыми работают керамисты, не нужны для игры в глину и для интуитивной скульптуры, они только отвлекают от живой работы руками. Нужны только самые естественные инструменты для самых простых действий:

  • палочки, чтобы отрезать кусочки
  • зубочистки, чтобы рисовать мелкие детали.
Итак, для игры в глину и интуитивных практик
нужно:
  • Герметичные пластиковые
    вёдра с глиной
    нужной влажности, разложенной слоями, c флисовыми тряпочками для увлажнения
  • Клеёнка
    на тканевой основе на весь стол, к которой не липнет глина. Кладется тканью вверх
  • Инструменты: только
    палочки
    для рисования и разрезания мелких деталей
Но купить глину недостаточно для того,
чтобы начать играть в глину.


Не забудьте
Если у вас нет возможности или желания купить готовые ведра с глиной и флисками, то можно найти подходящую глину самостоятельно.

Мы играем с профессиональной керамической глиной, из которой керамисты изготавливают посуду и фигурки, а скульпторы лепят модели. Покупать глину нужно в специализированных магазинах для керамистов. Там она бывает в достаточном объеме, хорошего качества и по приемлемой цене.

Но профессиональные глины бывают очень разные. Глина для игры должна быть очень пластичной, хорошо держать форму и долго оставаться влажной во время лепки.

Цвет глины не важен для игр, это вопрос ваших личных предпочтений. Лучше использовать нейтральные светлые цвета. Температура обжига не важна вообще, но по факту хороши для игры низкотемпературные глины.

Нужно брать готовую пластичную массу. Не берите глину в порошке. Разводить из порошка пластичную массу -- отдельная большая работа.

В Центральной России в магазинах для керамистов самая доступная глина:
  • Красная гжельская ПГ-100. Гладкая, темно-коричневая, дешевая.
  • Светлые глины сейчас не всегда есть в продаже. Спрашивайте у продавцов, что имеется в наличии.
Крупнейшие магазины, продающие глину для керамистов:


В других регионах России есть местные поставщики глины. Узнать о них можно у местных керамистов.

За пределами России глина также продается в изобилии. Обычно подходящая для игры глина называется low fire red or white clay or earthenware.

Ведра необходимо брать качественные, с герметично закрывающимися крышками и прочными ручками.

Флис можно купить в магазинах тканей, а можно просто купить дешевый флисовый плед и разрезать его на кусочки. Я использую именно флис, потому что он синтетический и хорошо впитывает воду.

Нельзя брать натуральные ткани, потому что во влажной глине они очень быстро начинают гнить.
Made on
Tilda