Игра в глину

ИГРА в ГЛИНУ – в чем новизна и уникальность?

"Игра в глину" – это новый метод свободной творческой лепки с дошкольниками, сочетающий в себе арт-, глино- и игротерапию.
Мы собираемся, чтобы поиграть в глиняные игрушки, слепленные нами самими. Процесс нам важнее, чем результат. Сказки, волшебные города, драконы, стройки, машины и самолеты – темой для наших игр могут быть любые интересные детям темы. Дети лепят для общей игры то, что захотят.

Действие

Мы лепим не поделки, а миры, истории. Задача занятия – не сделать объекты, а участвовать в процессе создания мира и в оживлении и развитии этого мира. Игра в глину поощряет активное деятельное отношение к творчеству, приучает чувствовать смысл в процессе, а не только в результате.
Все действия объединены общей рамочной темой, каждый из детей чувствует себя частью общего процесса. Это придает уверенности в своих силах и подсказывает, что делать дальше.

Самовыражение

Дети сами выбирают что именно они будут лепить, лепят свои идеи, образы, чувства. Дети сами придумывают, как именно они будут это лепить. Ведущий помогает детям так, чтобы они максимально делали всё сами. Технике ведущий учит только по прямому запросу детей, и ровно настолько, чтобы дать детям возможность продолжить искать способы работы самостоятельно.
Тема занятия выбирается вместе с детьми исходя из того, что им в данный момент интересно. Ведущий предлагает детям темы, слушает их предложения, обсуждает и выбирает то, что подходит для игры с этими детьми в этом состоянии.
Детские работы не критикуются. Ведущий оценивает все работы как хорошие и очень хорошие. Ведущий старается похвалить детей за процесс -- как они хорошо играют, лепят, общаются. Ведущий осторожно предлагает способы улучшить работу, но не требует выполнения своего совета.

Универсальность

Глина -- материал, с которым дети могут легко справиться и с нуля создать что-то конкретное. В отличие от пластилина, это может быть очень большая поделка. В отличие от рисунка, это реальный объект, вещь, игрушка, которые дети могут использовать в своей жизни (игре), а не только смотреть и радоваться.
У глины очень большой диапазон размеров поделок. С одной стороны, она очень пластичная и хорошо держит форму, что позволяет создавать довольно маленькие достаточно подробные поделки. С другой стороны, её можно навалить очень много, и она очень мягкая по всему объёму. Из глины можно делать очень крупные объекты, сравнимые с ростом детей.

Возраст

Игра в глину доступна и полезна детям с 3 лет, то есть в возрасте, в котором они еще не могут заниматься лепкой на результат. Дети до 7 лет неспособны сделать красивый результат и обычно не хотят результата, а хотят играть. Игра в глину позволяет применять глину в детских садах и студиях, а также привлечь дошкольников в керамические студии.

Эмоции

Лепка помогает выразить эмоции и чувства, которые не получается выразить словами.
Лепка большими кусками включает всё тело в работу, развивается крупная моторика. Она связана с эмоциями, умением их выражать и управлять ими. Когда дети бьют и тянут глину изо всех сил, автоматически включаются эмоции.
Лепка помогает детям осознавать и контролировать свои эмоции, взаимодействовать с окружающим миром. Дети чувствуют себя умелыми и способными, тем самым обретая уверенность в себе. Одним детям глина помогает успокоиться и снять напряжение, другим излить и нейтрализовать агрессию, третьим – разбудить свои силы и уверенность в себе.

Психология

Свободная форма ведения занятия позволяет одновременно и интуитивно решать множество психологических задач. Ведущий задает общую рамочную тему, в основном для того, чтобы поощрить детей к самостоятельному творчеству. В рамках общей темы все могут делать то, что захотят. Ведущий следит за тем, чтобы это были осмысленные поделки или действия. Ведущий помогает технически и показывает методы лепки, только когда дети просят об этом. Ведущий не гонит урок, дает всем детям столько времени, сколько им нужно на обдумывание, лепку и игру.
Ведущий внимательно следит за тем, что делают дети, и оценивает не с точки зрения правильности формы или следования технике, а с точки зрения психологического участия ребенка – его эмоций, вовлеченности, фантазии, уверенности в себе. Входя в игровой мир, взрослый может повлиять на те или иные черты поведения детей, деликатно исправляя, побуждая детей находить правильные, гармоничные решения игровых ситуаций, которые они в дальнейшем смогут использовать в реальной жизни.

Физическое развитие

Дети могут брать очень большие куски, на пределе своих возможностей. Они могут работать стоя, свободно двигаться вокруг стола. Таким образом, развивается координация движений, физическая сила, осанка

Самодисциплина

При неограниченном количестве глины размер поделок детей ограничивается только их собственными умениями, силой рук и сопротивлением материала. Это помогает правильно оценивать свои силы и реальные трудности. Кроме того, дети осознают естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкают к внутренней дисциплине.

Тактильность

Глина очень тактильно богатый материал. Большой кусок – тяжелый, маленький – легкий. Она может быть шершавой и гладкой, тёплой и холодной. Глину можно бить, плющить, сжимать, мазать, тянуть. С глиной приятно возиться, мять, резать, тыкать пальцем, стучать, крутить, катать, вдавливать, соединять и обсуждать, что получается.
Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Во время лепки дети испытывают тактильную радость.

Натуральность

Керамическая глина – полностью природный материал, не содержит никаких искусственных добавок. Это хорошее напоминание о том, что в природе есть достаточно вещей, интересных и полезных даже в век высоких технологий.
Глина безопасна, маленькие дети могут пробовать её на вкус без вреда для здоровья. Вкус у нее неприятный, так что много они не съедят.

Интеллект

Лепка очень хорошо развивает мелкую моторику пальцев, поэтому это очень естественный, мягкий и эффективный способ интеллектуального развития. Лепка помогает детям осваивать пространство, развивает их конструктивные способности, учит находить правильные соотношения частей и целого.
При лепке работает вся рука, все пальцы в самых разных положениях. Крепнет мускулатура пальцев, что благоприятно для развития речи и подготовки руки к письму.

Общение

Свободная форма ведения занятия поощряет неформальное общение. В процессе совместной лепки дети ведут содержательные беседы, взаимодействуют друг с другом на своём уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями, учатся принимать правила поведения, слушать, говорить и быть услышанным.

Родители

Дети и взрослые занимаются увлекательным совместным делом на равных, родители выходят из роли обучающего и контролирующего.
Совместные свободные творческие занятия родителей и детей укрепляют эмоциональную близость в семье, помогают установить доверительные отношения между детьми и родителями.
2023-03-05 22:55 русский